Finale. Adagio lamentoso. Andante.
Недавно закончился ежегодный лагерь французского языка. Имела честь пообщаться с еще одним специалистом по французскому театру 17го века, на сей раз из Польши - милый, немного застенчивый молодой человек. Общение заглохло довольно быстро: не сошлись в научных взглядах. Он, как и следовало ожидать, адепт исторического подхода, который мне вообще никаким боком не сдался. Так что мы вежливо поговорили о Расине, подстилая соломку в виде фраз "да, в определенных случаях исторический подход..." и "ничего не имею против вашей теории, она может быть довольно интересной", но надолго нашего диалога не хватило. И слава богу. Зато получила весьма ценный совет с той стороны баррикад: объяснить где-нибудь в предисловии диссертации, что тексты корпуса интересуют меня не сами по себе, а как возможность привнести что-нибудь новое в ту же теорию диспозитивов...
Мне исторический подход не нравится конкретно тем, что он создает замкнутые круги. Ок, допустим, что в трагедиях 17го века необходимость временной и пространственной отдаленности зрителя от действия обусловлена социальными и историческими критериями - а что дальше? куда идти? к чему приложить данный вывод? в конце концов, творческие произведения не могут не отражать историческую и социальную действительность, в рамках которой они были написаны... Единственное, что позволяет данная информация - не сильно налажать и не выдать совершенно обыденную черту того или другого произведения за что-то сверхоригинальное, другого применения я не вижу.
В общем, надо будет придумать какое-нибудь очень элегантное объяснение тому, что в диссертации я не собираюсь заниматься историческим контекстом, если только он не будет напрямую соотноситься с особенностями драматургии в рамках того или иного жанра... Сразу установить свои правила игры и предупреждающие знаки, и посмотреть, что из этого выйдет.
Мне исторический подход не нравится конкретно тем, что он создает замкнутые круги. Ок, допустим, что в трагедиях 17го века необходимость временной и пространственной отдаленности зрителя от действия обусловлена социальными и историческими критериями - а что дальше? куда идти? к чему приложить данный вывод? в конце концов, творческие произведения не могут не отражать историческую и социальную действительность, в рамках которой они были написаны... Единственное, что позволяет данная информация - не сильно налажать и не выдать совершенно обыденную черту того или другого произведения за что-то сверхоригинальное, другого применения я не вижу.
В общем, надо будет придумать какое-нибудь очень элегантное объяснение тому, что в диссертации я не собираюсь заниматься историческим контекстом, если только он не будет напрямую соотноситься с особенностями драматургии в рамках того или иного жанра... Сразу установить свои правила игры и предупреждающие знаки, и посмотреть, что из этого выйдет.