Ходили в AHHAA на выставку, которую еще никто не видел. Симулякрум мира слепых. На входе дают белую трость, показывают, как ей пользоваться -- водить на высоте десяти сантиметров от пола, -- и ведут в полную темноту. Кромешную. Хоть глаза выколи, впрочем, ощущение остается именно такое.

Первая остановка -- парк. Гид говорит, чтобы мы его исследовали. Чувствую под ногами гравий, потом что-то мягкое, наверное траву или мох. Нахожу на ощупь забор, угол дома, велосипед, сиденье велосипеда, потом медведя. Говорят, что где-то в глубине есть фонтан, но до него я дойти не успеваю: ходить надо медленно и осторожно, проверяя, нет ли чего-нибудь или кого-нибудь впереди. Страшно и неуютно, и очень успокаивает, когда рядом слышатся знакомые голоса.

Потом нас ведут через висячий мост к лодке. То, что по левую руку есть канат, за который можно держаться, вселяет уверенность. Идти становится намного легче. С посадкой в лодку выходит небольшая заминка: никак не могу найти сиденья, на пару секунд меня даже охватывает паника. Но все расселись, и нас "везут" в кафе. Лодку шатает, шумит мотор, издалека долетают брызги... но сознание совершенно не понимает, какой в этом смысл, ничего же не видно! Слышен только ритмичный шум мотора. Скучно. Размышляю об относительной ценности изобразительного искусства.

Наконец, мы доезжаем до кафе, где можно расплачиваться только хуртами. Десятикроновыми, иными словами. Дело в том, что банкноты разного достоинства на ощупь друг от друга не отличаются. Беру минералку, мне всучивают пол-литровую бутылку, и я иду искать свободный столик.

В кафе мягкие двухместные диваны и деревянные лакированные столики. Вода очень странная: на вкус напоминает "Ауру", но бутылка на ощупь явно от "Бонаквы". Почему-то хочется узнать, какого цвета крышечка. Предполагаю, что желтая. А диван должен быть синим, такой мягкий вельветовый диван может быть только синим, темно-синим.

Гид и барменша предлагают нам спрашивать их обо всем, что нас интересует. Вопросов не очень много, все поглощены своими лимонадами. Кто-то спрашивает про собак-поводырей, кто-то про детей, кто-то про шрифт Брайля. Дети, кстати, елозят вокруг, тыкают всех тростями и кто-то даже говорит, что ему очень нравится, что он бы и хотел быть слепым. Мне же наоборот, уже как-то не по себе и хочется обратно, убедиться, что это все только игра.

Вскоре нас выводят, говорят идти до конца коридора, повернуть направо и выйти через занавеску. Уже видны полоски света, и можно ускорить ход. Уф... Лампы бьют по глазам. Достаю из кармана заныканную крышечку -- так и есть, желтая. Жаль, что диванов я не увижу.

Впрочем нет, хорошо, что я не увижу диванов. Мозг придумал мне на основе тактильных ощущений очень красивый парк, великолепный висячий мост, путешествие на лодке по реке и уютное кафе с синими диванами, целый возможный мир. Боюсь, что в реальности он далеко не такой захватывающий, и никакой реки под висячим мостом на самом деле нет. Замечательная иллюстрация процесса чтения, кстати говоря: чтобы не разрушить хрупкую фикциональность, читателю лучше не знать всех подробностей жизни протагонистов...

В общем, выставка очень хорошая. Рекомендую.

И еще, подводя итоги за целую неделю, могу сказать, что давно мне с такой ясностью не доказывали тезис, в котором я начала уверяться уже пару месяцев назад: жизнь не так плоха, как она кажется Надеюсь, эта уверенность не оставит меня еще долго.

URL записи